+ 7 (495) 989-29-10

К 100-летию Bauhaus. Архитектура и освещение нового музея школы Баухаус в Дессау (Bauhaus Museum Dessau).

29.10.19

Архитектор Roberto González (бюро addenda architects, Барселона).

Bauhaus - Высшая школа строительства, архитектуры и художественного конструирования, основанная в 1919 году в Веймаре Вальтером Гропиусом – теоретиком архитектуры и конструктором. Школа “Баухаус” просуществовала всего 14 лет - до 1933 года, когда была упразднена режимом третьего рейха.

 Вальтер Адольф Георг Гропиус (фото 1928).

Членами Баухаус, руководителями и её активными деятелями были В. Гропиус, Х. Майер, Л. Мисс Ван дер Роэ.

Они утверждали эстетику функционализма, разрабатывали принципы современного формообразования в строительстве зданий и инженерных сооружений, архитектуре и дизайне, в формировании предметной материально-бытовой среды средствами пластического искусства.  

Концептуальным постулатом школы «Баухаус» был: «form follow function» – форма определяется функцией).

Историческое здание школы «Баухаус» в Дессау.

Музей «Баухаус» в Тель-Авиве

Наиболее важные и характерные особенности архитектурной стилистики Баухауса:

Людвиг Мис ван дер Роэ. Стул Brno (1929–1930).

Иллюстрирует принцип Баухауса — упрощение объекта до его основных элементов. Идея дизайна: стулу не нужны четыре ножки - для фиксации сиденья достаточно одной простой С-образной детали.

Людвиг Мис ван дер Роэ. Кресло Barcelona (1929). 

Разработано для Международной выставки в Барселоне. Две тонкие прямоугольные подушки на стальном каркасе бесшовной конструкции из нержавеющей стали.

Вальтер Гропиус. Дверная ручка. 

Была впервые освоена в массовом производстве в 1923 году и, согласно данным компании-производителя (компания Izé), стала самым коммерчески успешным продуктом мастерских Баухауса. Изготовлена из никелированной латуни, состоит из кронштейна квадратного сечения и цилиндрического захвата.

Йозеф Поль. Гардероб на роликах (1929).

Этот простой фанерный шкаф стал известен благодаря своей мобильности и компактности, он легко перемещается на роликах. Был спроектирован для того, чтобы позволить людям легко хранить вещи в небольших объемах и экономить на покупке мебели для съемной квартиры.

Wagenfeld WG24Одна из версий самого известного настольного светильника стиля Баухаус. Авторы этой культовой модели – Вильгельм Вагенфельд и Карл Якоб Юкер.

Симметричный настольный светильник с рассеивателем из опалового стекла (5/8 сферы) на хромированной (или стеклянной) стойке. Это был первый электрический светильник с лампой накаливания начала ХХ века, создававший мягко рассеянное освещение интерьера и спокойную световую среду. (До этого времени опаловое силикатное стекло использовали только в промышленных светильниках). Патрон закреплен на верхнем конце стойки и снабжен встроенным выключателем со шнуром, который заканчивается внизу никелированным шариком. Питающий кабель - в оболочке из текстильной ткани. Основание в форме диска изготавливалось из металла или из прозрачного зеленоватого тонированного стекла.

Используя имевшиеся тогда в распоряжении материалы и применяя геометрические формы для всех основных элементов светильника, дизайнеры создали высокотехнологичное изделие с необходимым уровнем экономической эффективности изготовления, отвечавшее основному принципу Баухауса «Форма следует за функцией».


Весьма ценное наследие оставлено школой “Баухаус” и в области конструирования осветительных приборов для жилого интерьера и помещений общественных зданий. Целый ряд моделей светильников, созданных конструкторами этой вошедшей в историю техники и архитектуры школы, являются своеобразной светотехнической классикой.

Некоторые из них сохранены в экспозиции музея Lichtmuseum в Арнсберге, а целый ряд европейских фирм в конце ХХ – начале ХХI вв. воспроизвели и предложили на рынке в ограниченных партиях копии ряда классических моделей светильников по форме в стиле «Баухаус», но с современными источниками света.

В 20-е годы ХХ в. (начало эпохи ламп накаливания) некоторые модели светильников “Баухаус” уже как бы обгоняли время, так как тогда еще не было достаточного разнообразия типов ламп, адекватных разработанным конструкциям. 

Эксперты характеризуют стиль внешних форм изделий Баухауса как лаконичный, аскетичный или редуцированный дизайн.   

Многие идеи конструкторов школы Баухаус стали провозвестниками современных направлений в дизайне светильников, а такие фирмы, как, например, Artemide Spa (Италия), Zumtobel (Австрия) и ряд других активно реализуют эти идеи в своих разработках.

Наиболее известные модели из наследия “Баухаус”, созданные в 20-е годы ХХ в.:

 

Ниже на фото - поистине культовые модели «Баухаус»:

Marianne Brandt DMB 26

Mart Stam MSW 27

Kaiser Idell 6631

Navega Europa

LUXO L1 Jac Jacobsen Desk Lamp

Vintage L-1 Jacobsen Desk Lamp


Характерные примеры современных осветительных приборов, в дизайне которых явно прослеживаются основные черты конструкторского стиля школы Баухаус: 

«TIZIO». Одна из икон итальянского светодизайна. 

Разработан Рихардом Заппером - основателем Artemide S.p.A., выпускается в различных модификациях с 1972 года. В первой модели использовалась галогенная лампа накаливания 50 Вт, в последней версии применен светодиодный модуль мощностью 8 Вт. До настоящего времени «TIZIO» пользуется большим коммерческим успехом: за 40 лет (до 2012 г.) во многих странах мира всего продано несколько миллионов экземпляров.


8 сентября 2019 года в Дессау, где базировалась школа «Баухаус» с 1925 до 1931 г., открылся новый «Bauhaus Museum Dessau». Он построен за 4 года (2016-2019) в центральном городском парке по проекту испанского архитектора Роберто Гонзалеса – основателя и директора барселонского бюро addenda architects (Gonzalez Hinz Zabala).

В залах музея общей площадью более 2100 м2 размещено собрание фонда «Stiftung Bauhaus Dessau», которое включает около 49 000 каталогизированных экспонатов и является второй по объему коллекцией Баухауса в мире (после музея «Bauhaus-Archiv в берлинском Тиргартене). Размеры здания в плане - 100 х18 м.

Суммарные инвестиции на строительство и оснащение музея составили 28 млн.€.

 

Roberto GonzalezAnne HinzCecilia RodriguezArnau SastreJose Zabala – междисциплинарная творческая группа бюро addenda architects.

The young architects did not want to quote history. Yet the museum does features all sorts of Bauhaus. "But not in the sense of Mies van der Rohe's ‘Less is more’. For us, ‘More with less’ was more important," explained Roberto González. "In our building, it's all about proportion, positioning and space. In the right combination, it is clear that you can achieve an outstanding result with just a few resources."

Жюри международного конкурса отдало предпочтение этому проекту из более чем 830 заявленных к рассмотрению. Первый камень в фундамент здания был заложен в декабре 2016 года, когда отмечалось 90-летие «Баухауса». 

Авторы в шутку назвали свое здание «..черный ящик (black box) в зимнем пальто из стекла..». Eine Black Box mit einem Wintermantel aus Glas.

Архитектурно-строительные особенности здания подробно описаны здесь → https://www.on-light.de/home/news/article/bauhaus-museum-dessau-das-haus-im-haus.html

08.09.2019. Официальное открытие музея с участием будесканцлера Ангелы Меркель.

www.bauhaus-dessau.de/de/jubilaeum-2019/eroeffnung-bauhaus-museum-dessau.html

Проект общего освещения залов Lichtvision Design - www.lichtvision.com

Концепция акцентирующео освещения экспонатовENVUE HOMBURG LICHT- www.envuehomburg.de

Изготовитель и поставщик светильниковZumtobel Lighting GmbH- www.zumtobel.de

По соображениям защиты ценнейших исторических экспонатов от воздействия оптических излучений залы лишены естественного света, в них оборудовано безопасное искусственное освещение, а также поддерживается оптимальная температура и влажность воздуха.

Применение модульной осветительной системы Zumtobel TECTON LED которая быстро и гибко адаптируется к любой задаче, позволило только с применением её модульных светооптических компонентов реализовать общее, экспозиционное и аварийное освещение.

Для акцентирующего освещения экспонатов, стендов и других элементов выставочной архитектуры применён многократно апробированный в музеях светильник “ARCOS“ , разработанный совместно с британским архитектором Дэвидом Чипперфильдом и удостоенный в 2014 году двух почетных дизайнерских премий – red dot award winner“, „iF product design award“.

https://www.zumtobel.com/PDB/Ressource/teaser/ru/intl/ARCOS.pdf

Смотреть другие
Начните работу с компанией Тринова
Оставить заявку:
Ваше имя*:
E-mail*:
Телефон:
Название организации:
Описание задачи:
* - Обязательные поля
Свяжитесь с нами
Компания Тринова
Россия, Москва, Николоямская 40/1
+ 7 (495) 989-29-10
Подписка на рассылку
Новости, статьи, инфографика, видео и обзоры - присоединяйтесь, с нами интересно!
Мы в социальных сетях
Заказать обратный звонок:
Ваше имя*:
Телефон*:
* - Обязательные поля
Подписка на рассылку: