+ 7 (495) 989-29-10

Реновациия архитектурного освещения Fori Imperiali Roma - императорских форумов в античном Риме.

30.11.23

 Императорские форумы ( итал. - Fori Imperiali ), построенные на протяжении полутора веков (от 46 г. до н.э. и до 113 г. н.э. ), были центрами политики, религии и бизнеса в Римской империи и представляют собой комплекс монументальных общественных площадей.

Юлий Цезарь был первым, кто построил форум в этой части Рима. Позже появились форумы императоров Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна.

 Эти древние римские форумы являются одними из самых значительных археологических памятников в «Вечном городе», богатом художественными сокровищами. Всего в комплексе пять репрезентативных площадей, когда-то застроенных великолепными зданиями, которые были созданы в раннеимперский период как продолжение Римского форума.

Даже в современном, «руинированном» виде форумы, названные в честь их строителей, все еще раскрывают архитектурное великолепие древней мировой метрополии.
Последний из императорских форумов — форум Марка Ульпия Траяна со знаменитой колонной — грандиозностью и блеском превзошел все построенные прежде и знаменовал собой новую стадию в архитектуре крупномасштабных общественных сооружений.

 

 

форум Цезаря

 

 

форум Августа

 

 

форум Нервы

 

 

форум Нервы. храм Минервы

 

 

форум Веспасиана

форум Траяна. Колонна Траяна

В 2015 году был завершен один из самых престижных светотехнических проектов на Аппенинском полуострове за последние годы. Премьера нового освещения императорских форумов Древнего Рима состоялась 21.04. 2015. Это торжественное мероприятие было приурочено ко дню рождения «вечного города» (753 до н.э.), который ежегодно отмечается в Италии 21 апреля.

Авторы концепции и проекта освещения : Vittorio & Francesca Storaro

Светотдиодные светильники и прожекторы для реализации проекта предоставлены фирмой ERCO GmbH (Германия).

Витторио Стораро (Vittorio Storaro, 1940 г.рожд.) - итало-американский кинооператор, лауреат трёх премий OSCAR. Один из великих мастеров итальянского кино ХХ века - режиссер Бернардо Бертолуччи называл его «мастером света и тени...» Представляет интерес фильм режиссера Дэвида Томпсона (США) о творческом кредо кинооператора – «Живопись светом : Витторио Стораро» Writing with Light: Vittorio Storaro»,1992)

Исследователи-киноведы нарекли маэстро, как его уважительно называют в Италии, «волшебником светотени», они замечают, что оператор пользовался светом словно азбукой Морзе, передавая с помощью определенных светотеневых нюансов драматургию сюжетного эпизода. Также, говоря о его «светотворчестве» в кино, часто прибегают к термину„ chiaroscuro", («кьяроскуро»), обозначающему градацию светлого и темного. Особая драматическая сила, заключенная в кьяроскуро, - в контрасте света и тени — отличительная черта фильмов, оператором в которых был Стораро. весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, погрузить зрителя в суть повествования сюжета».

 Свой богатый опыт кинооператора – признанного «мастера светотени» - Стораро использовал при создании концепции освещения комплекса императорских форумов Древнего Рима.

 К этой работе Витторио Стораро привлек свою дочь Франческу – известного архитектора и светодизайнерачлена IALD Международной ассоциации светодизайнеров.

(Одним из других значимых проектов их творческого содружества является освещение „Колонны непорочного зачатия Св. девы Марии“ в Риме). 

 

 Фильмы Бернардо Бертолуччи, оператором которых был Витторио Стораро: «Конформист», «Последнее танго в Париже», «1900 – Двадцатый век», «Последний император», «Маленький Будда», «Красные», «Дик Трейси».

 С Вуди Аленом Стораро работал над фильмами «Светская жизнь», «Колесо чудес», «Дождливый день в Нью_Йорке», «Фестиваль Рифкина», С Френсисом Фордом Копполой Стораро снял «Апокалипсис сегодня».

Операторская работа Стораро была удостоена премий «Оскар» за фильмы «Апокалипсис сегодня», «Красные» и «Последний император

 

Aрхитектор и светодизайнер - Франческа Стораро (Francesсa Storaro, 1966 г.рожд

 

Aрхитектор и светодизайнер - Франческа Стораро (Francesсa Storaro, 1966 г.рожд )

По мнению Франчески, благородная и гуманная миссия светодизайнера может быть определена так: это человек, способный при помощи „языка света“ интерпретировать и перевести для адекватного зрительного восприятия то, что «сказано» языком архитектуры, скульптуры и живописи ..

......Почетная задача светодизайнеров – распространять культуру освещения по всему миру......"

Франческа Стораро с отличием окончила архитектурный факультет в Риме (Италия) 30 октября 1996 года.. Магистр светотехнич. факультета математики, физики и естественных наук Флорентийского университета (2000 г.). С 2007 г. преподает в Академии света (Accademia della Luce) и является членом AILD ( Итальянская ассоциация светодизайнеров). С ноября 2007 года – действительный член PLDA ( Европейской Ассоциации профессиональных светодизайнеров ) и ассоциированный член IALD (Международной ассоциации светодизайнеров)

В марте 2009 года она получила должность преподавателя курса магистратуры по специальности «Архитектурное и художественное освещение» на архитектурном факультете в Венеции. В 2009 году международный журнал по архитектурному освещению Mondo Arc включил компанию Francesca Storaro Lighting Design в число 50 лучших студий дизайна освещения в мире. Ее проекты были опубликованы в самых популярных международных журналах по дизайну освещения .... 

В начале ХХI века магистрат Рима и организации, ответственным за сохранность исторических памятников «вечного города», приняли решение о реновации вечернего освещения комплекса императорских форумов с учетом появления энергоэкономичных светодиодных осветительных приборов и необходимости обновления свето-цветовой художественной концепции освещения. К решению этой задачи был привлечены: знаменитый итало-американский кинооператор Витторио Стораро («волшебник светотени») и его дочь Франческа – архитектор и светодизайнер.

 

В качестве «светотехнической кисти и палитры» для воплощения панорамного светоцветового сценария семейный дуэт авторов совместно с экспертами фирмы ERCO выбрал 5 типов LED-прожекторов и светильников . Они получили максимально позитивную оценку авторов проекта после натурных тестов.

·       Lightscan

 

 

·       Beamer

 

 

Grasshopper

 

 

Parscoop

·       Имперские форумы, расположенные между Колизеем и памятниками Витторио Эмануэле II на Пьяцца Венеция, обрамляют этот грандиозный проект освещения и городской валоризации. Световое шоу было разработано маэстро Витторио Стораро, кинематографистом и трехкратным лауреатом премии «Оскар», вместе со своей дочерью, архитектором Франческой Стораро. Она же разработала световой дизайн. Работы по проекту выполнялись городским советом Рима совместно с подрядчиком по электроснабжению Acea SpA и Unilever на этапе проектирования.

·       Светодиодная технология использовалась для освещения Императорских форумов. Из-за хрупкого характера археологических раскопок и ограниченной потребности в мощности до 28 кВт на площади более 20 000 м2 были установлены светодиодные светильники ERCO благодаря их превосходной светоотдаче, чрезвычайно низкому энергопотреблению и низким требованиям к обслуживанию. Все требования Acea SpA к дизайну были выполнены

Главной достопримечательностью Форума Траяна является Колонна Траяна высотой 39,81 м. Мягкий свет освещает историю эпических достижений императора, выгравированную на колонне Траяна.

•• Компания Helvar разработала систему управления освещением и системой управления освещением для Imperial Forums, следуя требованиям дизайна освещения и настройке Витторио и Франчески Стораро. Это было достигнуто с помощью маршрутизаторов Helvar 910 DIGIDIM и сотен светодиодных светильников DALI с цифровым управлением. Благодаря системе освещения Helvar на базе DALI стало возможным выполнять индивидуальное затемнение и управление для каждого светильника.

• Весь сайт подключен к астрономическим часам, которые на закате автоматически активируют запрограммированные сцены, чтобы подчеркнуть архитектурные особенности форумов, создавая теплый или нейтральный белый свет. Были реализованы все световые задумки и эскизы художников по свету.

• Главной достопримечательностью является Колонна Марка Ульпия Траяна высотой 39,81 м, на которой рельефно запечетлена история эпических достижений императора, выгравированную на колонне .

 

• Благодаря гибкости установленного решения по управлению освещением компания Helvar смогла максимизировать требуемый световой эффект и создать сценарий освещения, который сделает Имперские форумы еще более волшебными.

·         Колонна Траяна из караррского мрамора как бы «опоясана» спиральной лентой» с горельефной гравировкой эпизодов из истории войн Римской империи и древней Дакии (101-102, 105-106 н.э.) при Даяне (98 -117 н.э.) Главной её особенностью является уникальное рельефное изображение в виде непрерывной ленты, огибающей сооружение снизу доверху. На ленте запечатлены в мраморе сцены военных походов, которые как нельзя точно описывают характер Римской империи, как захватнической страны не знающей пощады. Фактически Колонна Траяна является символом могущества, власти и геноцида над порабощенным народом даков.

Колонна выполнена из 20 блоков каррарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 3,6 м (внизу). Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. Всего на колонне около 2500 человеческих фигур, сам Траян появляется на ней 59 раз. Помимо Победы в рельефе присутствуют и иные аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь — женщина с закрытым покрывалом лицом, и другие

Завершен один из самых престижных световых проектов в Италии за последние годы – премьера нового освещения императорских форумов Древнего Рима состоялась 21 апреля 2015 года, как раз ко дню рождения города.

Древние Императорские форумы в Риме являются одними из самых важных археологических памятников в «Вечном городе», несравненно богатом художественными сокровищами. В общей сложности есть пять репрезентативных площадей, когда-то застроенных великолепными зданиями, которые были созданы в раннеимперский период как продолжение Римского форума. Даже в своем руинированном виде сегодня форумы, названные в честь их строителей, все еще раскрывают архитектурное великолепие древней мировой метрополии.

 Ночная иллюминация этих выдающихся памятников нуждалась в обновлении с точки зрения технологии и светового дизайна. Поэтому учреждения, ответственные за форумы, поручили всемирно известному светодизайнеру Витторио Стораро разработать художественную концепцию освещения трех из пяти имперских форумов: Форума Августа, Форума Нервы и Форума Траяна со знаменитой колонной Траяна. Для Стораро, который сделал себе имя как кинематографист и получил три премии «Оскар» — «Апокалипсис сегодня», «Красные» и «Последний император», — свет — это тема жизни. Его световой дизайн основан на идее рассказать историю с помощью света. Основное внимание уделялось дифференцированному освещению, подчеркивающему различные структуры древних площадей и характерную для них архитектуру. Для реализации этой концепции старый мастер, которого в Италии уважительно называют «маэстро», заручился поддержкой своей дочери Франчески Стораро, всемирно признанного архитектора и дизайнера по свету.

  Спецификации для повторного освещения трех форумов были чрезвычайно требовательны с точки зрения технологии освещения. Для достижения максимальной светоотдачи при минимальном энергопотреблении требовались современные высокоэффективные светодиодные светильники. Кроме того, клиенты придавали большое значение долговечности светильников. Здесь речь шла не только об устойчивости инвестиций, но, прежде всего, о том, чтобы свести к абсолютному минимуму необходимые работы по техническому обслуживанию в этом археологически чувствительном районе. С другой стороны, для Storaros, для которых оптимальное воплощение их творческой концепции было приоритетом, точность технологии освещения и гибкость световых инструментов сыграли важную роль.

На этом фоне решение реализовать престижный проект освещения с помощью осветительных приборов ERCO говорит само за себя. Это еще раз подчеркивает выдающееся качество продукции ERCO по всем критериям, влияющим на принятие решений.

Для повторного освещения Имперских форумов Витторио и Франческа Стораро выбрали прожекторы Lightscan, Parscoop, Grasshopper и Beamer, прожекторы и настенные светильники, а также фасадные светильники Lightscan и Focalflood из широкого ассортимента наружных светильников ERCO. Благодаря разным уровням светоотдачи светильники иерархизируют архитектурные детали. В сочетании со сменными линзами ERCO Spherolit, которые обеспечивают шесть точных распределений света, создаются дифференцированные световые решения, которые необходимы для такого сложного проекта повествовательного освещения, как этот.

 Остроконечные акценты и равномерное расположение компонентов на стенах направляют взгляд посетителя. Особого внимания заслуживает скользящий свет от Focalflood, лаконично и почти объемно подчеркивающий фактуру древних стен. Целенаправленное использование нейтрального белого и теплого белого цвета иллюстрирует архитектурную структуру имперских форумов. Светильники с нейтральным белым светом освещают архитектурные элементы, типичные для соответствующих форумов, такие как остатки великих храмов или колонна Траяна. Теплый белый свет используется для освещения других предметов и поверхностей. И здесь дизайнеры освещения могут положиться на качество светодиодной техники ERCO: благодаря строгому отбору используемых светодиодов осветительные приборы ERCO впечатляют своим однородным световым цветом.

 ERCO Lichtfabrik, базирующаяся в Люденшайде, является ведущим специалистом в области архитектурного освещения с использованием светодиодной технологии. Семейная компания, основанная в 1934 году, работает почти в 40 странах мира и имеет более 60 дочерних компаний.

 В начале ХХI века магистрат Рима и организации, ответственным за сохранность исторических памятников «вечного города», приняли решение о реновации вечернего освещения комплекса императорских форумов с учетом появления энергоэкономичных светодиодных осветительных приборов и необходимости обновления свето-цветовой художественной концепции освещения.

Ночная иллюминация этих выдающихся памятников нуждалась в обновлении с точки зрения технологии и светового дизайна. Поэтому учреждения, ответственные за форумы, поручили всемирно известному светодизайнеру Витторио Стораро разработать художественную концепцию освещения трех из пяти имперских форумов: Форума Августа, Форума Нервы и Форума Траяна со знаменитой колонной Траяна. Для Стораро, который сделал себе имя как кинематографист и получил три премии «Оскар» — «Апокалипсис сегодня», «Красные» и «Последний император», — свет — это тема жизни.

С 11 лет обучался фотографии. В 18-летнем возрасте поступил в итальянскую киношколу Centro Sperimentale di Cinematografia. С 1962 года работал ассистентом оператора, в 1969 снял свой первый фильм в качестве оператора-постановщика — Giovinezza, Giovinezza.

Витторио Стораро работал со многими известными кинорежиссёрами. В течение двадцати лет он сотрудничал с Бернардо Бертолуччи и снял для этого режиссёра 8 фильмов, включая такие, как «Конформист» (1970), «Последнее танго в Париже» (1972), «Двадцатый век» (1976) и «Последний император» (1987).

В США Стораро наиболее известен по фильмам Фрэнсиса Ф. Копполы и Уоррена Битти. За свой второй американский фильм — «Апокалипсис сегодня» Копполы (1979) — Стораро получил «Оскар», а через два года снова удостоился этой престижной награды за работу в картине Битти «Красные» (1981). В третий раз Стораро получил «Оскар» за фильм «Последний император», а в 1991 году номинировался, но не получил приз за работу в «Дике Трэйси».

В 1983 году с помощью экспериментальной системы телевидения высокой чёткости фирмы Sony отснял фильм «Арлекин» и стал энтузиастом новой перспективной технологии кинопроизводства. В 1990-е также сотрудничал с Карлосом Саурой. За «Танго», один из четырёх фильмов этого режиссёра, снятых Стораро, он был удостоен технического гран-при Каннского кинофестиваля.

Стораро был оператором четырёх фильмов Вуди Аллена – «Светская жизнь», «Колесо чудес», «Дождливый день в Нью-Йорке» и «Фестиваль Рифкина». Последний вышел в российский прокат 31 декабря 2020 года.

 

Смотреть другие
Начните работу с компанией Тринова
Оставить заявку:
Ваше имя*:
E-mail*:
Телефон:
Название организации:
Описание задачи:
* - Обязательные поля
Свяжитесь с нами
Компания Тринова
Россия, Москва, Николоямская 40/1
+ 7 (495) 989-29-10
Подписка на рассылку
Новости, статьи, инфографика, видео и обзоры - присоединяйтесь, с нами интересно!
Мы в социальных сетях
Заказать обратный звонок:
Ваше имя*:
Телефон*:
* - Обязательные поля
Подписка на рассылку: