Архитектурный проект- норвежское бюро - Snøhetta architects AS (Осло)
Светодизайн – бюро SIRAJ lighting (Каир)
Осветительные приборы на базе светодиодов и драйверы –TRIDONIC GmbH& Co. KG (Дорнбирн, Австрия) + Medix Middle East (Каир)
«Bibliotheca Alexandrina» была в древние времена крупнейшей в своем роде и значимым центром эллинистического интеллектуального мира.
Считается, что библиотеку в Александрии, на северном побережье Африки, основали в 290—280 гг. до н.э.. Ее первым покровителем стал царь Птолемей I, брат Александра Македонского. При нем был построен религиозный, исследовательский, учебный и культурный комплекс Мусейон («музей»), в который входила знаменитая библиотека.
«Мусейон» был посвящен музам, девяти дочерям Зевса и Мнемосины, которых считали покровительницами искусств. При попечительстве царей династии Птолемеев Мусейон процветал.
Папирусы в древней Александрийской библиотеке. ( Гравюра Отто. фон Корвена, ХIХ век).
Строительство Новой Александрийской библиотеки по по проекту реномированного норвежского бюро Snøhetta architects AS началось в 1995 году , открытие соостоялось в 2002 году. Новая библиотека построена на предполагаемом месте Александрийской библиотеки, разрушенной в древности.
Цилиндрическое каменное сооружение «появляется» из земли, как бы возрождая более раннюю форму.
Форма круга выражает фундаментальную непрерывность человеческого существования. Солнце — это круг, Луна — часто появляющийся круг. Круг – символ единства и непрерывности, охватывающий прошлое, настоящее и будущее.
Фасадная стена представляет собой холст из букв и символов, не имеющих конкретного значения и художественного восприятия самого маленького элемента содержимого библиотеки — письма. В отличие от книг в библиотеке, буквы и символы не расположены в определенном порядке. Вместо этого они кажутся произведением искусства разных размеров и интенсивности. Таким образом, особые характеристики каждой надписи обеспечивают общую эстетическую красоту.
Внешний фасад Александрийской библиотеки состоит из почти 6000 кв. м камня ручной работы и является одним из крупнейших проектов обработки камня в современной культуре. Фасад состоит из двух стен, надземной и подземной, выполненных из модульных монолитов египетского гранита. Каждый модуль имеет толщину около 20 см, ширину один 1 м и высоту от 1-2 м.
На стенах изображены большинство известных в мире систем письма, в том числе около 4000 уникальных символов из различных алфавитов, символов, музыкальных и математических обозначений, шрифта Брайля и штрих-кодов, смешанных с хорошо известными надписями, охватывающими около 10 000 лет истории.
Хотя содержимое представляет собой коллаж из букв, знаков и символов из истории человечества, настоящие стены были вдохновлены древними природными слоями в их физическом составе, создавая слияние культуры и природы. Вертикальная укладка каменных плит перпендикулярна оси наклоненного эллиптического цилиндра, образующего здание. Камни разных размеров представляют собой слои прошлых эпох, обнаженные в результате эрозии. Кроме того, геологические линии освещают энергию крыши, поднимающейся над землей.Проект стал возможным благодаря сотрудничеству норвежских и египетских специалистов и мастеров. Камень, гранит Grey Schulmann, был доставлен из ранее закрытого карьера в Асуане, недалеко от границы с Суданом. Хотя Египет имел тысячелетний опыт обработки камня, большая часть знаний была забыта из-за индустриализации и разработки более тонких каменных плит массового производства для фасадов зданий.
11-этажное здание новой библиотеки вмещает до 4 млн. томов. В будущем это число может быть увеличено до 8 млн. за счет более компактного размещения и хранения. Регулярно проводятся временные тематические выставки
Открытый зал площадью 20 000 м2 на 2 000 читателей, крупнейший в своем роде в мире, занимает более половины объема здания и состоит из 7 террас.
Огромный объем зала освещется днем через светопроемы в крыше, выходящими на север, и поэтому не подвергается воздействию прямых солнечных лучей, которые недрпустимы для книг и рукописей.
В темное время включаются интегрированные в обрамления светопроемов светиодиодные линейные модули.
Террасная планировка читального зала значительно сокращает время получения книг по сравнению с традиционными структурами библиотек Зоны для чтения и стопки расположены близко друг к другу на одном уровне, при этом стопки на каждом уровне террасы расположены под следующей, более высокой террасой. Таким образом, читатели, сидящие на краю террасы, наслаждаются максимальным естественным освещением и прекрасным видом на пространство, находясь при этом в непосредственной близости от места для хранения книг. Эта концепция повторяется по всему залу , создавая большой амфитеатр с множеством равномерно освещенных мест для чтения.
До недавнего времени Александрийская библиотека обладала самым большим открытым читальным залом в мире, но этот рекорд был побил еще одним проектом норвежского бюро Snøhetta - открывшийся в 2023 году: читальный зал Пекинской библиотеки площадью 36 000 тыс. м2...
В здании новой библиотеки - читальные и конференц-залы, специальные картографические залы и мультимедийные установки, , 19 выставочных залов и планетарий.
Спустя почти 20 лет после открытия система освещения подверглась модернизации с применением светодиодных приборов.. Первым шагом было оснащение большого читального зала новым светодиодным освещением. Комплекты со светодиодными модулями и светодиодными драйверами Tridonic были использованы для замены устаревших светильников с люминесцентными лампами. Всего было установлено 500 линейных модулей Tridonic Linear LLE 16 x 140 mm и LLE 16 x 280 mm с драйверами LED-Treiber LC 10W SC EXC.
Для освещения экспозиционных залов в музейном отделе библиотеки применены 400 светильников направленного света LED-Spotlight, поставленными фирмой Medix Middle East. Светильники установлены на шинопроводах, они позволили с высоким качеством цветопередачи адекватно осветить ценнейшие экспонаты, в том числе артефакты из археологических раскопок ...Все светильники и модули оснащены блоками DALI 2, управляемыми контроллерами SceneCOM.
Это позволяет гибко регулировать режимы освещения для адаптации к специфике меняющихся выставок . При этом достигается 40%-ная экономия затрат электроэнергии
Автор проекта - норвежское архитектурное бюро издало собственную книгу «Snøhetta Books 002 : Bibliotheca Alexandrina», в которой рассказана история этого новаторского проекта, его влияние на развитие архитектуры, искусства и дизайна, и культурный обмен, взаимопонимание и сотрудничества между Египтом и Норвегией.....