+ 7 (495) 989-29-10

Экспозиция светильников «Tiffany Gallery» в здании Нью-Йоркского исторического общества Ч.2

06.09.21

В 2017 году в здании Нью-Йоркского исторического общества открылась уникальная «Tiffany Gallery». 

В двух залах площадью около 400 м2 на двух уровнях экспонируются 100 оригинальных моделей светильников, изготовленных в мастерских «TiffanyStudio Co.» в период с 1893 до 1915 гг. (Ваза «Цветок ариземы» и еще несколько сосудов из ирризированного стекла также представлены в галерее)

Проекту "Tiffany Gallery New York" на конкурсе "LIGHTING DESIGN AWARDS 2019" была присуждена 1-я премия в категории «Leisure Project of the Year». 

Это был большой успех авторского коллектива экспозиции и, в первую очередь, чешского архитектора Евы Йиржична – основателя и директора лондонского бюро Eva Ji?i?ná Architects.

Впервые Л.К.Тиффани показал свои произведения в 1893 году – на Всемирной выставке в Чикаго. Это были фрагменты витражей и прототипы первых мозаичных светильников ручной работы.

 

В 1895 году появились ограниченные партии «серийных» светильников, изготовленных в мастерских недавно образованной компании Tiffany Glass Co. 

На Парижской Всемирной выставке "Exposition Universelle de Paris 1900" Л.К.Тиффани был награжден Золотой медалью.

Символом выставки стала встреча нового XX века. Главенствующим стилем на выставке стал ар-нуво. За 7 месяцев (с апреля по ноябрь 1900 года) выставку посетили более 50 млн.человек 

Большой успех в Париже выпал на долю светильника «Стрекоза»; оригинальное название «Dragonfly» (автор – художница-дизайнер Клара Дрисколл – (Clara Driscoll), возглавлявшая женскую бригаду компании («Tiffany Girls»).

После длительного забвения в ХХ веке в последние десятилетия активно возобновился интерес к личности Л.К. Тиффани и к его новаторской деятельности в области технологии изготовления декоративного цветного стекла и изделий из него. 

«Ностальгические» многоцветные светильники Тиффани стиля «модерн»снова пользуются устойчивым спросом в кругах ценителей старины , у светодизайнеров и архитекторов эксклюзивных интерьеров.

Стиль «модерн» («ар-нуво», «югендштиль») - это модное стилевое направление в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве конца IХХ – начала ХХ века (1880-1920 гг.).

Характерные черты «модерна»: отказ от прямых линий и «углов», декоративный ритм, стилизованный узор и орнаментальная волнистость гибких, текучих линий природных форм растительного и животного мира.

Родоначальником этого оригинального направления и создателем первых интерьерных светильников стиля «модерн» с «новорожденными» лампами накаливания Т.А.Эдисона стал американский художник, мастер художественного стекла – Луис Комфорт Тиффани.

 

Он был выходцем из богатой семьи, чья собственная фирма Tiffany & Co. прославилась еще в середине ХIХ в. изящными металлическими изделиями для сервировки и ювелирными украшениями. 

В молодости Л.К. Тиффани много путешествовал по Сев. Африке и Европе, развив вкус к роскошной обстановке и экзотическим мотивам. В 1879 г., в возрасте 31 года, он основал фирму Louis C.Tiffany & Ass. Artists, которая занималась дизайном интерьеров.

Вместе с компаньонами Тиффани оформлял и меблировал дома знаменитостей в Нью-Йорке, резиденцию Президента США – «Белый дом» в Вашингтоне, дом Марка Твена в Хартфорде (шт. Коннектикут).

Позднее Тиффани обращается к дизайну всего, что создает предметную среду интерьера, – от кафельных плиток, ковров, осветительной арматуры до текстиля. Особое внимание было уделено инновациям в технологии ручной выдувки и обработки художественного стекла. В 1886 г. Тиффани провел первую из многих реорганизаций своей фирмы, изменив ее название на Tiffany Glass Co.

Новаторское стекло Тиффани (парфюмерные флаконы, вазы, витражи, абажуры) относится к лучшим образцам художественного стекла «модерна» - «ар-нуво». 
Эти изделия обладают какой-то притягательной силой, хотя некоторые могут показаться слишком яркими и «перегруженными» деталями.

Выдувное стекло Тиффани – один из самых значительных вкладов Америки в декоративно-прикладное искусство стиля «ар-нуво». 
Тиффани назвал свое стекло "Favrile glass" (от латинского “fabriles” – «сделано вручную»). 

Переливчатая поверхность цветного стекла "Favrile" достигалась так называемой «иризацией» – поверхностным наплавлением на неохлажденную поверхность пластины солей различных металлов. В результате на стекле возникал металлический глянец, отливающий всеми цветами радуги и воспринимающийся как необычные внутренние переходы цветности и светопропускания.

В 1893 г. Тиффани запатентовал процесс иризации стекла. Его многоцветная, как бы мерцающая поверхность имитировала разрушенное, долго пролежавшее в земле древнее стекло. «Опалесцирующий» эффект достигался добавлением в расплав стекла металлических солей, олова и жжёной кости.

Интересно, что никаких красителей и цветных эмалей Тиффани не применял. 

Мастера, работавшие в мастерских компании использовали эту технологию при изготовлении выдуваемых вручную декоративных сосудов, витражного и столового стекла. Иризированное стекло с опалесцирующим эффектом придавало особый шарм и «абажурам» легендарных светильников....

Складчатое» стекло – это тоже изобретение Тиффани. Такую фактуру он получал, деформируя ещё мягкую пластину в процессе изготовления. Ваза «Цветок ариземы» (1912). Радужный блеск стекла, широкая гамма цветов и оттенков – это результат добавления солей металлов, восстановительного обжига и дополнительного «орошения» солями металлов.

«Цветок ариземы» (1912) . Форма этой вазы относится к самым знаменитым у Тиффани. 

Подлинники многих изделий Тиффани, в том числе и светильники, находятся в США – они хранятся в Музее стекла (Museum of Glass, Корнинг, шт. Нью-Йорк), в Музее искусства (Museum of Art, Толидо, шт. Огайо).

Крупнейшая коллекция ювелирных изделий, ваз, витражей, светильников Тиффани собрана в Музее искусств «Метрополитен» (Metropolitan Museum of Art, Нью-Йорк), отдельные экспонаты творчества Тиффани находятся также в нью-йоркском Музее современного искусства (Museum of Modern Art).

Светильники Tiffany в стиле «модерн» обладают какой-то магической, поистине притягательной силой; они с середины ХХ века и до настоящего времени пользуются устойчивым спросом на мировом антикварном рынке, в кругах ценителей старины, коллекционеров и дизайнеров эксклюзивных интерьеров. На аукционе «Кристи» в 2017 и 2018 гг. проданы 3 культовые модели: Pond Lily - 3 372 000 $Lotus - 2 807 000 $“ Wisteria - 500 000 $.

Сборка светильников в мастерской Tiffany Studio Co. (фото 1910 года)

Свинцовые прожилки, использовавшиеся в течение многих веков для соединения стёкол между собой, казались Тиффани очень грубыми. Он хотел создавать филигранно-тонкие и сложные изделия и нашёл заменитель свинцу в виде медных полосок из листовой фольги. Они приклеивались к стеклу пчелиным воском и спаивались между собой оловом. Таким образом стало возможно соединять между собой миниатюрные кусочки стекла различной формы и создавать сложные объёмные изделия. Эти операции окончательной сборки производились мастерами на деревянных формах, на поверхность которых был нанесён разработанный художницами - дизайнерами рисунок или орнамент. 

Первоначально медная фольга применялась для изготовления «абажуров», а позже и  для витражей. Иногда использовалось сочетание двух техник в одном изделии - свинцовой оплётки с медной фольгой.

Магазин в Чикаго, где продавались изделия компании Тиффани

 


Печальная, завершающая страница в биографии Л.К. Тиффани и в истории его компании была написана в самом начале ХХ века...

Стиль «ар-нуво», которому отдал дань Тиффани, создавая витражи, вазы, светильники, стал постепенно забываться в Европе, к 1920 году вышел из моды и в Америке...

Тиффани почувствовал, что дело всей его жизни не было достойно оценено как «публикой», так и экспертами прикладного искусства и клонилось к упадку... В 1932 году компания Tiffany Studio Coобанкротилась, а через год великий стеклодел-новатор и художник по стеклу скончался в возрасте 85 лет.

Возврат к популярности творчества Тиффани и его светильников из многоцветного и специально обработанного стекла «Фавриль» ("Favrile“ - «сделано вручную») пришелся в Европе и в Америке на вторую половину ХХ века. 

Обнаружение в 2005 году неизвестных фактов из жизни художника-дизайнера Клары Дрискол - главной творческой силы компании Тиффани - послужило одним из стимулов к открытию в 2017 году в здании Нью-Йоркского исторического общества Tiffany Gallery “- уникальной экспозиции, в которой демонстрируются 100 моделей легендарных светильников из музеев и частных коллекций, изготовленных в 1895-1915 гг.

 

Смотреть другие
Начните работу с компанией Тринова
Оставить заявку:
Ваше имя*:
E-mail*:
Телефон:
Название организации:
Описание задачи:
* - Обязательные поля
Свяжитесь с нами
Компания Тринова
Россия, Москва, Николоямская 40/1
+ 7 (495) 989-29-10
Подписка на рассылку
Новости, статьи, инфографика, видео и обзоры - присоединяйтесь, с нами интересно!
Мы в социальных сетях
Заказать обратный звонок:
Ваше имя*:
Телефон*:
* - Обязательные поля
Подписка на рассылку: