+ 7 (495) 989-29-10

ERCO GmbH: эффектное освещение экспонатов «Feuerle Collection» в частном музее Берлина

17.04.19

Экспозиция частного музея коллекционера Дезире Фойерля открыта в 2016 году, в надземном бункере времён Второй мировой войны, в берлинском районе Кройцберг – известном своей особой культурно-исторической атмосферой. 

Бункер отреставрирован и трансформирован в музей британским архитектором Джоном Поусоном. Собрание представляет коллекцию международного современного искусства и эпохи китайских империй.

Desire Feuerle (владелец коллекции «Feuerle Collection» и основатель частного музея).

Музей размещен в бункере эпохи второй Мировой войны, находящемся в Кройцберге – самом «ярком» и значимом районе столицы Германии. Бункер был отреставрирован и трансформирован в музей архитектором Дж.Поусоном (John Pawson).

Известен целый ряд частных коллекций весьма ценных произведений искусства, которые доступны в разных странах широкой общественности. Тем не менее, берлинская Feuerle Collection, во многом отличается от них.

Для Д.Фойерле сбор и показ его собрания был призван спровоцировать временной диалог между экспонатами разных культур и эпох.

Коллекция охватывает чрезвычайно широкий временной диапазон: от работ известных современных художников (Anish Kapoor, Zeng Fanzhi, Cristina Iglesias, Nobuyoshi Araki) до пластики древней кхмерской культуры (VII - XIII в.в.) и мебели эпохи китайских императорских династий (от 200 г. до н.э. до XVII в. н.э.).

Таким образом, открылись новые перспективы для изучения и восприятия тщательно отобранных экспонатов. И действительно, это зачастую удивительное сопоставление артефактов, созданных в самых разных контекстах, чрезвычайно привлекательно и интригующе. 

Оно доставляет не только эстетическое, но и интеллектуальное удовольствие (намеренно – вне рамок классических художественно-исторических точек зрения).

Впечатления от посещения музея с «Feuerle Collection» , как правило, остаются очень надолго. 

Это связано с изысканным и нетрадиционным характером этой коллекции, особым местом расположения музея и с эффектной сценографией презентации экспонатов. 

Освещение здесь играет главную роль. Сфокусированные на экспонатах световые пучки при абсолютно темном фоне позволяют забыть о пространстве и времени.

Дезире Фойерль, который работал галеристом в Кельне в 1990-х гг., применял на своих выставках только искусственное освещение. Он всегда бескомпромиссно стремится к самому высокому стандарту музейного освещения, не полагаясь только на репутацию бренда изготовителя светильников и его предыдущий опыт.

При этом Фойерль ранее неизменно использовал только специальные исполнения светильников ERCO, разработанные для освещения в художественных галереях и музеях. 

Эта «приверженность» коллекционера к энергоэкономичным, эффективным и безопасным для произведений искусства осветительным приборам и объясняет его выбор для берлинской экспозиции светильников «ERCO POLLUX». 

Такое решение было принято только после детального отбора и сравнения различных типов светильников, а также после тщательного и интенсивного этапа их натурных испытаний.

В светильниках серии «POLLUX» установлены светодиодные модули, потребляющие 2 или 6 Вт. 

В зависимости от размера и формы освещаемого объекта, его удаления от источника света и требований к освещению, установлены светильники с различной степенью концентрации световых пучков и их формой : «narrow spot» , «spot», «flood» и «oval flood».

Светильники типа Pollux Kontur Strahler применены для освещения 2-мерных экспонатов – картин, документов и т.д. При таком, строго ограниченном размерами объекта световом пятне, не выходящем за пределы контура экспонатов, – они воспринимаются «самосветящимися». 

Большие по габаритам и 3-мерные экспонаты освещены светильниками «Pollux oval flood». 

Основная концепция опытных галеристов и искусствоведов известна: ничто не должно мешать зрителям наслаждаться созерцанием уникальных объектов искусства. 

Это в полной мере относится и к описанной экспозиции: 

Одной из особенностей Feuerle Collection является место и здание, где она демонстрируется. 

Бункер находится в районе ж.д. вокзала «Анхальтер Банхоф», который был построен незадолго до окончания Второй мировой войны для телекоммуникационной сети немецких железных дорог (Deutsche Reichsbahn) и более полувека не использовался. Снаружи здание, расположенное на Ландвер-канале, практически не изменилось. Только неброская надпись рядом с входом указывает на его новое назначение.

Проект перестройки интерьера бункера под музейные залы был разработан не иначе как «звездным» архитектором Джоном Поусоном (Великобритания). На первом же этапе он признался. что «хочет изменить как можно меньше в существующем здании».

Поэтому в дополнение к абсолютно необходимым мерам, которые носили преимущественно технический характер, он сосредоточился на «...серии тонких доработок и вмешательств, которые повышают качество пространства...». Архитектор извлек выгоду из внутренней структуры бывшего коммуникационного бункера, который, по существу, состоит из двух больших, похожих на залы комнат.

Посещение музея с «Feuerle Collection» у каждого любителя искусства, как правило, оставляет незабываемые впечатления. 

Это связано с изысканным и нетрадиционным характером этой коллекции, особым местом расположения музея и с эффектной сценографией презентации экспонатов. 

Встреча с экспозицией этого частного музея производится по предварительной записи.

Представляют интерес психофизиологические нюансы процесса проникновения в выставочный объем. 

Посетитель сопровождается в подвал бункера одним из членов персонала и входит в пространство, где, казалось бы, преобладает абсолютная тьма. В течение некоторого времени ожидания звучит минималистическая мелодия американского композитора Джона Кейджа. 

Эта часть сценария посещения преследует несколько целей: почти медитативная церемония входа позволяет современному человеку психологически отдохнуть и раскрепоститься – уйти от «суеты» повседневной городской жизни, открыть чувственные каналы восприятия и ментально, мысленно подготовиться к созерцанию коллекции.

Глаза постепенно «привыкают» к низкому уровню яркостей в пространстве (происходит темновая адаптация зрения), cодной стороны появляется слабый свет. Следуя за ним, посетитель попадает в зал с очень низким уровнем общего освещения.

Первое, что воспринимается посетителем – это, как будто плавающие в невесомости, фрагменты кхмерской скульптурной пластики.

Свет можно считать главным действующим лицом в сценарии посещения выставки. 

Концентрированные световые пучки с предельной точностью направляют посетителя в его познавательное турне по залу, моделируют контуры скульптур, фокусируются на мелких деталях...

Благодаря оригинальным средствам и технике освещения владельцу собрания (который успешно решил задачи светодизайна) удалось создать высокоэффективные, но в то же время весьма сдержанные по интенсивности приемы освещения. Эта световая атмосфера оставляет сильное впечатление.

Свет направляет взгляд зрителя и стимулирует его визуальное внимание. И вскоре посетителю становится понятно, почему старый бункер предлагает идеальную пространственный объем для этой коллекции и такого рода презентации.

Смотреть другие
Начните работу с компанией Тринова
Оставить заявку:
Ваше имя*:
E-mail*:
Телефон:
Название организации:
Описание задачи:
* - Обязательные поля
Свяжитесь с нами
Компания Тринова
Россия, Москва, Николоямская 40/1
+ 7 (495) 989-29-10
Подписка на рассылку
Новости, статьи, инфографика, видео и обзоры - присоединяйтесь, с нами интересно!
Мы в социальных сетях
Заказать обратный звонок:
Ваше имя*:
Телефон*:
* - Обязательные поля
Подписка на рассылку: